Малыш только-только начал говорить и вдруг слышите плохое, запретное слово, слетающее с его уст. Что делать? Не акцентировать внимания, сделать вид, что ничего не услышали. Любое проявление неравнодушия с вашей стороны — повод повторить ещё раз.
Чего нельзя делать, если услышали от ребёнка плохие слова
1. Ругать. Ребёнок скорее всего не поймёт, за что именно его ругают. Плохие слова возможно, употребляются бессмысленно, без привязки к нему определённого значения. А вот бурная реакция может надолго заинтересовать ребёнка.
2. Смеяться. Смех — наихудшая из возможных реакций. Постарается порадовать вас снова и снова. И уж точно закрепит в памяти и слово, и вашу радость.
Ребёнок может «принести» плохие слова, например, из сада. Такая ситуация вполне ожидаема. Спросите, что означает это слово.
Как ребёнок объяснит плохие слова
Скорее всего, ребёнок не объяснит. Здесь выразите удивление, почему нужно употреблять такое некрасивое слово, тем более непонятное, мало ли, что оно означает.
Если всё-таки объяснит, спокойно дайте понять, что вас огорчают плохие слова, попробуйте подобрать адекватный синоним, эмоционально яркую замену запретному слову. Если ребёнок достаточно взрослый, поговорите о правилах поведения в обществе, в семье.
Что нужно делать родителям?
1. Следите за своей речью. Объяснить, что такое хорошо и что такое плохо трудно, если ваш ежедневный пример не соответствует вашим требованиям.
2. В любом случае, постоянно занимайтесь развитием речи ребёнка. Учите стихи, читайте вслух, учите чтению. У начитанного ребенка плохие слова приживутся с меньшей вероятностью.
3. Постарайтесь с высоты вашего возраста, опыта, мудрости услышать, что же скрывается за нехорошим словом – возможно, желание быть замеченным, значимым, или просьба о помощи, попытка утвердиться среди сверстников или неосмысленное повторение.
4. Формируйте круг общения ребёнка. Дружбу или любовь нельзя навязать, но организовать ситуации, в которых собираются дети, по вашему мнению способные положительно влиять на вашего ребёнка, вполне можете.
5. Учитывайте возраст. Если плохие слова трёхлетнего ребёнка лучше просто пропустить мимо ушей, с пяти-шести летним стоит объясниться, а вот даже к младшему школьному возрасту дети уже понимают и смысловую нагрузку, которую несут в себе плохие слова, и отношение к ним окружающих: и ваше, и учителя, и одноклассников, которое увы, не всегда однозначно отрицательное; поэтому нравоучения в сторону, воспользуйтесь способом «того мальчика». Невзначай, как бы между прочим, расскажите, как сегодня на улице услышали от постороннего мальчика плохие слова, как это не идёт ему, каким он сразу стал некрасивым, неприятным, как огорчил этим свою маму и как ей было стыдно за него. У ребёнка должно сформироваться устойчивое неприятие даже раздражение к таким словам.